о семьях,
  имеющих детей-инвалидов
с нарушениями интеллекта, и для них
Кто мы?

Меня зовут Вера. Мой сын инвалид. Своим сайтом я хочу привлечь внимание к проблемам семей с детьми-инвалидами, найти пути решения этих проблем. А это в первую очередь дети с нарушениями в умственном развитии, психиатрии и лежачие дети. Я хочу объеденить родителей детей-инвалидов, постараться найти спонсоров, помощников, волонтёров, оказывать помощь таким семьям адресно, зная проблемы каждой семьи.

В феврале 2011года  мы прошли государственную регистрацию и существуем теперь как  Благотворительный фонд "Чудо жизни".  Мы работаем легально. Нас касается абсолютно всё, что Вы видите здесь на сайте. И права детей-инвалидов мы отстаивать будем.

 

             
                badge.png    
        aa9159a42bec4dee6ac94f221e1859250.jpg         

 

Право на образование

Согласно Конституции* РФ, право на бесплатное образование имеет каждый человек, в том числе ребенок, в каком бы состоянии он ни находился. Обязанность обеспечить каждому ребенку гарантированное государством право на образование возложено государством на органы управления образованием* . Таким образом, закрытие для какого-либо ребенка доступа к образованию расценивается теперь в России — и во всем цивилизованном мире — как дискриминация. И хотя фактически разделение детей на «обучаемых» и «необучаемых» существует в нашей стране и поныне, равно как и вытеснение детей с проблемами развития из системы образования либо смещение на ее более низшие ступени,— сегодня применение термина «необучаемый» по отношению к любому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился, оказывается вне закона. Этой законодательной установки вполне достаточно, чтобы пресечь попытки местных образовательных властей лишить ребенка образования.

 В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ).

Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».

Так, в соответствии с п.3 ст.2 указанного Закона одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Особо следует отметить, что в соответствии с п.6 указанной статьи государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

При этом, в соответствии с п.2.1 ст.28 Закона «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования подлежат ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием.

Также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование (ст.9 Закона).

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.18 Закона).

Признание детей с отклонениями в развитии «необучаемыми» нарушает конституционные права детей-инвалидов на образование. Они не могут быть исключены из школы, т.к. нельзя «выкинуть» ребенка из школы в никуда. Возможны следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе и направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но не в реабилитационный центр, которые является не образовательным, а медицинским учреждением.

При этом, в соответствии с п.25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288) и п.30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196), направление детей в коррекционное учреждение и перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

И, как отмечалось выше, в соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.